Слушать, а не нюхать ароматы. Давайте разбираться.
Сказать продавцу в парфюмерном магазине: «Хочу понюхать вон те духи», — значит глубоко оскорбить. Вас тут же исправят: не нюхать, а слушать, — это же ароматы, а не какие-то там запахи с кухни.
Почему так? Давайте разбираться.
Какой из языков лучше всего использовать, давая описание того или иного запаха? Специалист, погруженный в свою работу с головой, скажет, что только язык музыки. Профессионалы парфюмерного дела уверены, что нюхать ароматы нельзя. Их нужно именно слушать, ведь любая композиция представляет собой ноты и дополнительные аккорды.
Большая роль в умение слышать ароматы отводится умению человека мыслить посредством ассоциаций. Для него свойственно проводить параллели между вкусами и запахами. Так, при описании хорошего вина, разговор пойдет, скорее всего, о букете напитка.
Попытки создать подобную аналогию между запахом и цветом ученые предпринимали неоднократно. И в итоге это привело к тому, что семь цветов радуги «приравняли» к семи музыкальным нотам, составив своеобразную цветозвуковую октаву.
Но вот связать воедино – дав этому вполне понятное объяснение – запахи и музыкальную октаву смог парфюмер из Франции Септимус Пиесса. Его теория, возникшая в середине XIX века, ввела в профессию понятие о гармонии и дисгармонии ароматов. Кроме того, он сумел вписать базовые ароматы в звуковые ряды.
Но если обратиться к истории русского языка, то можно сделать также вывод о том, что в первой половине XX века существовали все же две нормы. Можно было сказать: чувствовать запах и слышать запах. И это означало одно и то же. Это подтверждает и словарь Д. С. Ушакова. Теперь по правилам русского литературного языка следует говорить: чувствовать запах. В одном из самых авторитетных изданий – словаре сочетаемости слов, над которым работали специалисты института русского языка имени А. С. Пушкина, – указана именно эта форма.
С того момента и появилось мнение-выражение, что ароматы слышат и запах чувствуют, а не нюхают. Парфюмеры, используя теорию на практике, стали создавать комплексные ароматы, применяя принцип написания музыкальной композиции: основные ноты и дополнительные аккорды.
Вы, наверное, знаете или слышали, что сложные ароматические композиции составлены тремя аккордами:
верхний – ароматы, который человек слышит сразу; средний – «сердце», раскрывающееся примерно через 3 – 4 часа; нижний – шлейф, который и дает все понимание аромата.
Этому принципу продолжают строго следовать и современные парфюмеры.
И теперь понятно почему ценители ароматов считают чрезмерно грубым и совершенно неуместным при описании такой тонкой материи, как аромат.
Также и мы, выбирая аромат, внимательно смотрим на пирамиду ароматов.